Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Почему необходимо заниматься со специалистом

Почему необходимо заниматься со специалистом:

С детьми, имеющими ЗПР, занимаются учитель-дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед. Каждый специалист вносит свой профессиональный и человеческий вклад в развитие и коррекцию.

Специалист работает по специальной программе, учитывающей особенности ребенка и способствующей систематическому поступательному развитию психических процессов и формированию необходимых умений и навыков.

На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к ребенку, что способствует активизации познавательной деятельности, снижению утомляемости, развитию и коррекции всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи.

Педагог способен научить родителя, как правильно заниматься и общаться с ребенком, имеющим особенности развития, осуществить при необходимости коррекцию детско-родительских отношений.

Регулярные занятия со специалистами позволят ребенку на достаточном уровне овладеть программным материалом и в значительной степени компенсировать отставание в развитии.

Если ребёнок не будет посещать занятия, то велик 

риск формирования у него стойкого негативного отношения к учебе;

  • нарушения поведения;
  • значительное отставание в овладении необходимыми умениями и навыками;
  • нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями (воспитателями);
  • нарушения здоровья, связанные с нахождением в постоянной стрессовой ситуации.

Тем родителям, которые полагают, что с оказанием педагогической помощи можно подождать и все как-нибудь наладится, следует помнить, что время – невосполнимый ресурс, и то, что ребенок недополучил на каждом этапе своего развития в поной мере компенсировать не удастся. Воспитание любого ребенка – огромная ответственность и тяжёлый труд. Но, если в семье растёт ребёнок с ЗПР, от родителей требуется не только понимание его особенностей и признание его таким, какой он есть, но и активное участие в работе по преодолению недостатков. С момента озвучивания родителям заключения ТПМПК о рекомендованной АООП для обучающихся с задержка психического развития - их ответственность возрастает стократ!

Для достижения наилучших результатов необходимо заручиться квалифицированной помощью учителя-дефектолога и врача –невролога и психиатра, так как причиной задержки развития зачастую становятся различные биологические факторы, приводящие к нарушению функционирования нервной системы. Чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше результат. От родителей же требуется обеспечить ребенку соответствующие условия.

Важно, что ЗПР ― состояние обратимое, если вложить достаточно любви, заботы, терпения и мудрости.

                                                           Педагог-психолог

МБУ «Центр ППМС помощи» Мальцева З.Ш.  

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

Наиболее эффективна работа по выравниванию недостатков развития психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Особенности детей с ЗПР:

  • Повышенная утомляемость и низкая работоспособность (ребенок быстро устаёт, теряет интерес, его деятельность становится малопродуктивной);
  • Недостаточность развития и повышенная истощаемость психических процессов (у ребенка нарушено внимание, недостаточный объем памяти, усвоенные знания быстро исчезают из памяти без подкрепления, мышление также отстает в развитии);
  • Нарушения речи (кроме дефектов звукопроизношения отмечается бедный словарный запас, нарушение грамматического строя, недостаточность развития связной речи);
  • Недостаточный запас общих сведений и представлений о себе и окружающем мире;
  • Трудности в понимании пространственно-временных отношений и усвоении соответствующих понятий;
  • Трудности в понимании причинно-следственных связей, выполнения логических операций;
  • Трудности в овладении математическими навыками (счёта и решения задач);
  • Нарушение поведения (детскость, неспособность регулировать свою деятельность, контролировать поступки и эмоции);
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Такие дети испытывают трудности социальной адаптации и стойкие трудности в обучении.
  • Рекомендации родителям:
  • Не стоит чрезмерно опекать ребенка и все делать за него. Дайте ему возможность самостоятельно выполнять элементарные вещи (одеваться, есть), постепенно расширяя круг его умений. Тем самым у ребенка будет развиваться чувство уверенности в себе, самостоятельность.
  • Помогите ребенку организовать его деятельность, но не будьте для него контролёром, а будьте союзником. Направляйте и поддерживайте его.
  • Предъявляйте только те требования, с которыми он может справиться.
  • Будьте внимательны к здоровью и самочувствию ребенка. Не нагружайте его сверх меры. Помните, что резерв его сил и возможностей недостаточен. 
  • Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Повышение физической работоспособности помогает увеличить умственную активность и выносливость.
  • Развивайте умения и навыки постепенно. Начинайте с того, что ребенок уже умеет. Занятия должны быть систематическими, а не от случая к случаю.
  • Разговаривайте с ребенком. Помните, что ему нужна помощь, чтобы увидеть и понять все многообразие окружающего мира. Дайте ребенку время, чтобы усвоить то, что ему рассказали. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что он понял Вас.
  • Постарайтесь увлечь ребенка и увлечься сами. Так занятия будут приносить не только пользу, но и доставлять удовольствие. И Вам не придется каждый раз заставлять ребенка учиться.
  • Не торопите ребенка. Дайте ему время, чтобы усвоить новые знания и научиться их применять, и только потом двигайтесь вперёд.
  • Занимайтесь совместно со специалистами, аккуратно выполняйте задания педагогов.
  • Поощряйте интересы ребенка: запишите его в секцию или кружок, где он сможет заниматься любимым делом.

Педагог-психолог

МБУ «Центр ППМС помощи» Мальцева З.Ш.  

Игры и упражнения для развития внимания у детей

  • «Да и нет не говорите, чёрный с белым не носите». Взрослый задаёт ребёнку вопросы. Ребёнок отвечает на них, при этом не должен называть запрещённые цвета и не говорить слова «да» и «нет».
  • Всевозможные игры-головоломки. Загадки. Развивать слуховое восприятие с помощью дидактических игр.
    • Часто менять формы деятельности.
    • Использовать во время занятий элементы игры.
    • Приучать проговаривать инструкцию несколько раз.
    • Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
    • Учить сознательно направлять внимание на определённые предметы и явления.
    • Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
    • Учить сосредоточиваться на деятельности, концентрировать своё внимание на ней, не отвлекаясь.
    • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
    • «Найди отличия». Ребенок должен сравнить две похожие картинки.
    • «Найди два одинаковых предмета».
    • «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
    • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребёнок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
    • «Где что было?». Ребёнок запоминает предметы на столе, затем отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребёнок указывает, что изменилось.
    • «Назови, что ты видишь». Ребёнок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
    • Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
    • Учить вспоминать последовательность событий.
    • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приёмы.
    • Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
    • Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательного средства.
    • «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
    • «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребёнок в течение 5 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребёнок должен назвать картинки, которые запомнил.
    • «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребёнок повторяет и т.д.
    • «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходивших в отпуске событиях.
    • «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается или выходит; взрослый прячет игрушку, а ребёнок должен её найти.
    • «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить, всё что ел.
    • «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
    •  «Что в мешке?» Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
    • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, затем ребёнок пересказывает.
    • Учить детей различать предметы на ощупь.
    • Формировать умение выделять признаки в предмете.
    • Учить соотносить предметы по величине.
    • Учить способам распознающего наблюдения.
    • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
    • Формировать умение составлять из частей целое.
    • Различать основные признаки разных времен года.
    • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между.
    • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
    • «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
    • «Звезды в небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь»  с художественным.
    • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
    • «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
    • «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
    • «Сложи картинку». Составить их частей целую картинку.
    • «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
    • «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
    • Учить составлять группу из отдельных предметов.
    • Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
    • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
    • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
    • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
    • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
    • Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
    • Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
    • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
    • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
    • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
    • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
    • «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.
    • «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
    • Загадки.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

Игры и упражнения для развития памяти у детей

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку, или показывает картинку-образец. Ребёнок запоминает и по памяти выкладывает такую же.

Рекомендации родителям по развитию восприятия  у детей

Игры и упражнения для развития восприятия у детей

Рекомендации по развитию мышления  у детей

Игры и упражнения для развития мышления у детей

Педагог-психолог

МБУ «Центр ППМС помощи»

Мальцева З.Ш.

Как проявляется ЗПР в детском возрасте?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Статистика распространенности ЗПР

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 8–10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.).

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Методы лечения

Медикаментозная терапия.

Рефлексотерапия позволяет восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.

Педагогическое и психологическое воздействие.

Альтернативные методы – иппотерапия (лечение лошадьми), дельфинотерапия и т.п.

Психокоррекционные мероприятия для детей с ЗП

Основной задачей работы психолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

Психолог в работе с такими детьми использует арттерапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, по развитию крупной и мелкой моторики, расширения словарного запаса и понятийного аппарата ребёнка.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако последняя развивается раньше, и ее развитие «тянет» за собой появление речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи.

Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики:

  • конструкторы;
  • пазлы;
  • игры-вкладыши;
  • мозаика;
  • кубики и мячики разного размера;
  • пирамидки и кольцеброс;
  • тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.
  • Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.
  • Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
  • Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание, трудности концентрации, повышенная отвлекаемость, они не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Примеры психокоррекционных упражнений для детей с ЗПР

Необходимо отметить, что вовремя проведенная психокоррекционная работа с ребенком может дать очень положительные результаты. Самое главное правило для родителей – не отчаиваться и настраиваться на положительные результаты!

Психологи утверждают, что в трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть 3 варианта:

  1. оставить все как есть, или что-то изменить;
  2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
  1. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их.
  2. Выбор остается только за Вами.

Педагог-психолог

МБУ «Центр ППМС помощи» Мальцева З.Ш.  

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!